Русско  Турекская средняя школа

 МКОУ СОШ села Русский Турек

Добро пожаловать на наш сайт !

ГлавнаяУчебаУчителяНовостиВыпускникиШкольный музейАрхив 

 

Работали в нашей школе

 Наши учителя в годы войны

 

 

        Школьный стенд «Никто не забыт и ничто не забыто» заполнен фамилиями земляков. Одни перечислены под заголовком «Они погибли за Родину», другие – «Они сражались за наше Отечество». Между этими частями отдельно написаны трое: Перескоков А.Д.- директор школы, Конышев И.Г., Сундырев Г.С. под заголовком «Учителя, отдавшие жизнь за Родину». Вечная память отдавшим жизнь за родную землю, честь и слава вернувшимся землякам, низкий поклон тем и другим – об этом можно было подумать, стоя у стенда. Но возникали вопросы, которых было много. И в первую очередь это касалось учителей: из школы на фронт ушли только трое учителей и погибли? Кто они? Ещё кто-то воевал из Русско – Турекской школы? Из других школ Р-Турекского сельского совета кто-то встал в ряды защитников? Если – да, то кто они, откуда родом? Вернулись ли? Кто оставался работать  в школе? Многое хотелось знать. Шли годы. Кое-что прибавлялось в раскрытии темы, но было недостаточно для восстановления полной картины.
        2015 год – год  70-летия Великой Победы. Именно этот срок стал переломным в сборе материалов об учителях военного лихолетья 1941 – 1945 годов. Целенаправленная работа началась ещё до заданий игры «Взрослейте и умейте». Постепенно, с открыванием новых имён, событий, с рассмотрением архивных материалов, изучением школьных альбомов, с рассказами жителей села, с помощью всех заинтересованных в результатах начавшихся поисков появились на свет собранные материалы. Мы не претендуем на полное раскрытие  темы и окончание работы, так как ещё много неясного, да и новые вопросы ждут своих ответов. Просто мы рады тому, что знаем теперь, чем располагаем,  чем можем поделиться.
        Выбрав тему «От школьного стола в бессмертие шагнул», сначала хотели рассказать о ком-то одном. Но потом подумали, что говорить только об одном учителе, который ушёл на фронт, геройски сражался, в боях сложил голову и не вернулся – это замечательно! Но один – очень мало. И если не сказать о других, то по меньшей мере, это не честно и не справедливо. Потому что мы считаем, что тот, кто прошёл через Великую Отечественную войну, кто побывал в её смертельных лапах, независимо от места нахождения, тот навсегда шагнул в бессмертие, доказав каждым своим шагом и вздохом, что достоин памяти и почитания всех будущих поколений. И таков каждый наш учитель того славного поколения.
        По этой причине мы поместили в работу почти всё, что нашли.
        Для ограничения  объёма материала мы взяли конкретные временные рамки: 1939 – 1946 годы. Первая дата – начало Второй мировой войны. И СССР вступил в начавшуюся войну с этого года. Многие наши земляки, и учителя в том числе, уходили в ряды РККА именно в 1939 – 1940 годах. И это далеко не всегда был призывной возраст для прохождения срочной службы. Как, например,  Шурминским РВК в 1939 году мобилизован  в ряды РККА Перескоков А. Д., ему было 30 лет.    Почему 1946 год? В этот год многие возвращались домой из госпиталей; демобилизовались из своих частей, подготовив себе замену, дослужив срок срочной службы. Именно 1946 год наиболее богат приёмом на работу в школу воевавших учителей.        
       Для упорядочения материала разделили его на несколько групп. К первой из них отнесём учителей, которые работали в должности директоров. Их было 8 человек. Первым в этом списке стоит Перескоков Алексей Дмитриевич. Он уходит из школы в РККА, как позже оказалось, - на войну.
В апреле 1946 года школу принимает Бердников Сергей Алексеевич, он только что вернулся  домой. Приказом Шурминского РОНО в 1939 его уволили с должности директора  из Лазаревской НСШ по причине мобилизации в РККА, и в 1946 другим приказом он становится директором Русско - Турекской семилетней школы. В августе 1953 года он вновь вернётся в Лазаревскую школу, но просто учителем. Из других директоров военной поры привлекает судьба Сундырева Григория Степановича.
      Родился в 1914 году в деревне Отрясы (Большое Поле) Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина. Обучался в школе имени В.И.Ленина города Уржума, окончил её в 1933 году. Сразу поступил на работу в избу – читальню села Лопьял. Потом работал в Лопьяльской неполной средней школе (НСШ) учителем географии, истории, обществознания. В 1935 – 1938 годах жил в г. Уржуме и работал заместителем секретаря райкома комсомола.
1 сентября 1939 года начинает работать преподавателем и директором Русско – Турекской НСШ.
В конце июля 1941 года Сундырев Г.С. ушёл на войну. Дома у него осталась семья : трое детей и жена Елизавета Никитична, которая работала учителем НСШ села Русский Турек, преподавала физкультуру, рисование, немецкий язык. Она уехала из села русский Турек, уволившись с работы 26 июля 1946 года.
Григорий Степанович воевал в звании старшего лейтенанта, в должности командира артиллерийской батареи 76-и мм пушек 735 стрелкового полка 166 стрелковой дивизии. О батарее ст. лейтенанта Сундырева писал заместитель политрука И.Головин в военной красноармейской газете «Вперёд на врага» № 88 от 22 августа 1942г. Статья называлась «Уничтожили вражеские дзоты». 16 февраля 1943 года Сундырев Григорий Степанович был тяжело ранен и через сутки скончался от большой потери крови. Его не успели довезти до госпиталя. Вот подтверждение из донесения госпиталя. 
Похоронен старший лейтенант Сундырев в Ленинградской области Залучаевского района  у деревни Шубино. Захоронение представляет собой братскую могилу, где покоится 30 человек. За братской могилой ухаживают шефы - рабочие Шубинского лесоучастка Старорусского района Новгородской области.
 Следующая группа – это учителя и работники школы,  воевавшие и пришедшие на работу в школы  Русско – Турекского с/с  в период войны или сразу после неё. Таких мы нашли 20 человек.  Многие из них становились военруками после того, как их комиссовали и уволили из армии по причине серьёзного ранения. Так стал военруком Попов Александр Евсеевич, Ефимов Алексей Иванович.
села Лопьял. Через некоторое время переведён в Лопьяльскую неполну. е им.В этой группе наиболее интересна судьба Корепина Георгия Савельевича. Родные получили на него похоронку. Он остался жив. Когда он встал на воинский учёт, тогда Шурминский РВК отправил донесение о том, что Корепин жив и работает. В 1949 году поступило извещение, что Георгий Савельевич жив  и его восстановили во всех списках, во всех званиях. Не долеченное в госпитале ранение стало причиной ампутации обеих ног. Ушла жена с детьми. Но Георгий Савельевич не просто жил, он работал учителем в школе. Очень талантливый человек, был заслуженно уважаем в селе и любим школьниками.
Третья группа учителей и работников школы – это те, кто воевал, но в школу работать они пришли через 10 – 20 лет и более того. Здесь каждый история, жизнь. Про каждого можно стихи и песни слагать. Если в 18 – 20 лет люди стали инвалидами – остались без рук, ног, но прожили достойно, не уронив чести, до старости, это ведь тоже подвиг. Не жалуются, не стонут, не просят снисхождения и особого внимания. Они работают и живут так, что другому, совсем не инвалиду, не понять, как они могут так, ведь инвалиды… Примером здесь могут быть Олюнин Александр Семёнович и  Распопин  Михаил  Иванович. Удивительные люди!
Следующая страница из истории учительства в годы войны – это большая группа в 39  человек, в основном женщины. Звёздочка около фамилии показывает, что они местные уроженки. Судьба каждой из них не отделима от судьбы военного тыла. Они переносили всё то же самое, но к ним требования были выше, строже. У них тоже были на фронте близкие и любимые – мужья, братья, сыновья. Они переживали за них, ждали… получали похоронки и просто выли от горя. Но это дома. А на работу приходили вовремя, были исполнительны, тактичны. Этого требовала профессия. Этого требовали родные дети, которые были малы. Сундырева Елизавета Никитична, потеряв мужа, осталась с тремя мальчишками на руках, один другого меньше. Приклонская Ольга Борисовна потеряла отца. Сёстры Быковы Татьяна Григорьевна и Мария Григорьевна  - двух братьев. Олюнина Ангелина Фёдоровна потеряла брата, война разлучила её с живым мужем. И так каждая. Однако пережив своё горе, учителя помогали пережить его другим. Как и в мирное время, организовывали и проводили праздники для школьников. Учили их видеть прекрасное, учили мечтать и любить, учили жить. Каждый учитель состоял в лекторской группе и был приказом по школе причислен к одному из колхозов Русско –Турекского с/с. в эти подшефные колхозы они выходили часто с учениками: то концерт показывают, то работают. Без  школьников учителей направляли в эти же колхозы на 2-3 дня во время сева, уборки, сенокоса, в осеннюю и весеннюю вспашки полей. Тогда их освобождали от уроков, и школьные учителя целыми днями трудились в колхозах. Иногда чисто физически, чаще в качестве лекторов, поднимая дух и настроение. Выпускали боевые листки, знакомили с положением на фронтах. Проводили политинформации о международном положении, к большим праздникам выпускали стенгазеты прямо на фермах  или в теплушках. Много говорили с колхозниками, часто ходили по домам, агитируя людей и убеждая их купить как можно больше облигаций госзайма. Разъясняли, как нужны государству для победы вырученные деньги. По воспоминаниям учителей, прошедших через такие испытания, иногда зайдут в дом, а там нищета такая, что слёзы без слов бежать начинали. И сквозь эти горькие слёзы они выполняли свою миссию. Бывало и выслушивали в свой адрес неприятности.  Но все понимали сложившуюся ситуацию. И деньги с трудом, но собирали.
А в морозные зимы, когда заканчивались дрова в школе, эти же учителя вместе с учащимися старших классов (это 6 – 7 класс) выходили во двор школы и пилили, кололи, укладывали дрова, чтобы несколько дней заниматься в  протопленном классе. И никто не жаловался. Но ведь ещё были уроки, подготовка к ним, было домашнее хозяйство, пусть не такое, как у колхозников. Были всякие собрания и педсоветы и прочее…Везде успевали. Разве можно не сказать добрые  слова в адрес этих замечательных людей? Тем более обойти их молчанием. У них была своя ежедневная битва, в которой им надо было побеждать. Они справлялись, они герои. На сегодняшний день мы можем рассказать о нескольких женщинах – учителях. Степанова Валентина Никитична, Олюнина Ангелина Фёдоровна, Наумова Зоя Петровна, Быкова Татьяна Григорьевна, Быкова Мария Григорьевна. И хотя это практически невозможно, хотелось бы о каждой из данного списка  узнать, пусть немного.
Краткая характеристика собранного материала дана. Правда, есть ещё группа учителей, о которой пока не сказано. Это те учителя, о которых успели написать раньше, собрать о них самые разные данные, а главное – сохранить эти материалы. У кого-то из этих учителей и сегодня в селе живут  родственники, они могут поделиться своими воспоминаниями. Учителя этой группы сразу выделяются – у них большие биографические данные. Подробные описания событий, линии жизни. Указаны точные даты, названия и имена.
         Результаты проделанной работы имеют серьёзное практическое значение. Сейчас легче знакомить учащихся школы (равно как и гостей) с теми людьми, что работали в школе в один из самых трудных исторических моментов нашего государства. Всегда можно предложить вниманию  слушателей интересные данные об учителях целого сельского совета как о лучших представителях того времени, как о предмете гордости их мужеством, стойкостью,  силой духа. Собранный материал пополнил фонды школьного музея. Содержание материала позволяет сделать богатую презентацию, что будет ещё интереснее и нагляднее.
...............................................................................................................................................................................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сундырев Г.С.

 Скулкин И.В.

 Распопин М.И.

 Бусыгин Г.З.

 Корепин Г.С.

 Олюнина А.Ф.

 Наумова З.П.

 

 

  Воробьева  Т. А.    Наши  учителя  в годы  войны. " От  школьного  стола  в  бессмертие  шагнул "  2015  г.

 Всю  работу  можно  скачать  здесь