Школьный стенд
«Никто не забыт и ничто не забыто» заполнен
фамилиями земляков. Одни перечислены под заголовком
«Они погибли за Родину», другие – «Они сражались за
наше Отечество». Между этими частями отдельно
написаны трое: Перескоков А.Д.- директор школы,
Конышев И.Г., Сундырев Г.С. под заголовком «Учителя,
отдавшие жизнь за Родину». Вечная память отдавшим
жизнь за родную землю, честь и слава вернувшимся
землякам, низкий поклон тем и другим – об этом можно
было подумать, стоя у стенда. Но возникали вопросы,
которых было много. И в первую очередь это касалось
учителей: из школы на фронт ушли только трое
учителей и погибли? Кто они? Ещё кто-то воевал из
Русско – Турекской школы? Из других школ
Р-Турекского сельского совета кто-то встал в ряды
защитников? Если – да, то кто они, откуда родом?
Вернулись ли? Кто оставался работать в школе?
Многое хотелось знать. Шли годы. Кое-что
прибавлялось в раскрытии темы, но было недостаточно
для восстановления полной картины.
2015 год
– год 70-летия Великой Победы. Именно этот
срок стал переломным в сборе материалов об учителях
военного лихолетья 1941 – 1945 годов.
Целенаправленная работа началась ещё до заданий игры
«Взрослейте и умейте». Постепенно, с открыванием
новых имён, событий, с рассмотрением архивных
материалов, изучением школьных альбомов, с
рассказами жителей села, с помощью всех
заинтересованных в результатах начавшихся поисков
появились на свет собранные материалы. Мы не
претендуем на полное раскрытие темы и
окончание работы, так как ещё много неясного, да и
новые вопросы ждут своих ответов. Просто мы рады
тому, что знаем теперь, чем располагаем, чем
можем поделиться.
Выбрав
тему «От школьного стола в бессмертие шагнул»,
сначала хотели рассказать о ком-то одном. Но потом
подумали, что говорить только об одном учителе,
который ушёл на фронт, геройски сражался, в боях
сложил голову и не вернулся – это замечательно! Но
один – очень мало. И если не сказать о других, то по
меньшей мере, это не честно и не справедливо. Потому
что мы считаем, что тот, кто прошёл через Великую
Отечественную войну, кто побывал в её смертельных
лапах, независимо от места нахождения, тот навсегда
шагнул в бессмертие, доказав каждым своим шагом и
вздохом, что достоин памяти и почитания всех будущих
поколений. И таков каждый наш учитель того славного
поколения.
По этой
причине мы поместили в работу почти всё, что нашли.
Для
ограничения объёма материала мы взяли
конкретные временные рамки: 1939 – 1946 годы. Первая
дата – начало Второй мировой войны. И СССР вступил в
начавшуюся войну с этого года. Многие наши земляки,
и учителя в том числе, уходили в ряды РККА именно в
1939 – 1940 годах. И это далеко не всегда был
призывной возраст для прохождения срочной службы.
Как, например, Шурминским РВК в 1939 году
мобилизован в ряды РККА Перескоков А. Д., ему
было 30 лет. Почему 1946 год? В
этот год многие возвращались домой из госпиталей;
демобилизовались из своих частей, подготовив себе
замену, дослужив срок срочной службы. Именно 1946
год наиболее богат приёмом на работу в школу
воевавших учителей.
Для
упорядочения материала разделили его на несколько
групп. К первой из них отнесём учителей, которые
работали в должности директоров. Их было 8 человек.
Первым в этом списке стоит Перескоков Алексей
Дмитриевич. Он уходит из школы в РККА, как позже
оказалось, - на войну.
В апреле 1946 года школу принимает Бердников Сергей
Алексеевич, он только что вернулся домой.
Приказом Шурминского РОНО в 1939 его уволили с
должности директора из Лазаревской НСШ по
причине мобилизации в РККА, и в 1946 другим приказом
он становится директором Русско - Турекской
семилетней школы. В августе 1953 года он вновь
вернётся в Лазаревскую школу, но просто учителем. Из
других директоров военной поры привлекает судьба
Сундырева Григория Степановича.
Родился в 1914 году в деревне Отрясы (Большое Поле) Уржумского уезда Вятской
губернии в семье крестьянина. Обучался в школе имени
В.И.Ленина города Уржума, окончил её в 1933 году.
Сразу поступил на работу в избу – читальню села
Лопьял. Потом работал в Лопьяльской неполной средней
школе (НСШ) учителем географии, истории,
обществознания. В 1935 – 1938 годах жил в г. Уржуме
и работал заместителем секретаря райкома комсомола.
1 сентября 1939 года начинает работать
преподавателем и директором Русско – Турекской НСШ.
В конце июля 1941 года Сундырев Г.С. ушёл на войну.
Дома у него осталась семья : трое детей и жена
Елизавета Никитична, которая работала учителем НСШ
села Русский Турек, преподавала физкультуру,
рисование, немецкий язык. Она уехала из села русский
Турек, уволившись с работы 26 июля 1946 года.
Григорий Степанович воевал в звании старшего
лейтенанта, в должности командира артиллерийской
батареи 76-и мм пушек 735 стрелкового полка 166
стрелковой дивизии. О батарее ст. лейтенанта
Сундырева писал заместитель политрука И.Головин в
военной красноармейской газете «Вперёд на врага» №
88 от 22 августа 1942г. Статья называлась
«Уничтожили вражеские дзоты». 16 февраля 1943 года
Сундырев Григорий Степанович был тяжело ранен и
через сутки скончался от большой потери крови. Его
не успели довезти до госпиталя. Вот подтверждение из
донесения госпиталя.
Похоронен старший лейтенант Сундырев в Ленинградской
области Залучаевского района у деревни Шубино.
Захоронение представляет собой братскую могилу, где
покоится 30 человек. За братской могилой ухаживают
шефы - рабочие Шубинского лесоучастка Старорусского
района Новгородской области.
Следующая группа – это учителя и работники школы,
воевавшие и пришедшие на работу в школы Русско
– Турекского с/с в период войны или сразу
после неё. Таких мы нашли 20 человек. Многие
из них становились военруками после того, как их
комиссовали и уволили из армии по причине серьёзного
ранения. Так стал военруком Попов Александр
Евсеевич, Ефимов Алексей Иванович.
села
Лопьял. Через некоторое время переведён в
Лопьяльскую неполну. е им.В
этой группе наиболее интересна судьба Корепина
Георгия Савельевича. Родные получили на него
похоронку. Он остался жив. Когда он встал на
воинский учёт, тогда Шурминский РВК отправил
донесение о том, что Корепин жив и работает. В 1949
году поступило извещение, что Георгий Савельевич жив
и его восстановили во всех списках, во всех званиях.
Не долеченное в госпитале ранение стало причиной
ампутации обеих ног. Ушла жена с детьми. Но Георгий
Савельевич не просто жил, он работал учителем в
школе. Очень талантливый человек, был заслуженно
уважаем в селе и любим школьниками.
Третья группа учителей и работников школы – это те,
кто воевал, но в школу работать они пришли через 10
– 20 лет и более того. Здесь каждый история, жизнь.
Про каждого можно стихи и песни слагать. Если в 18 –
20 лет люди стали инвалидами – остались без рук,
ног, но прожили достойно, не уронив чести, до
старости, это ведь тоже подвиг. Не жалуются, не
стонут, не просят снисхождения и особого внимания.
Они работают и живут так, что другому, совсем не
инвалиду, не понять, как они могут так, ведь
инвалиды… Примером здесь могут быть Олюнин Александр
Семёнович и Распопин Михаил
Иванович. Удивительные люди!
Следующая страница из истории учительства в годы
войны – это большая группа в 39 человек, в
основном женщины. Звёздочка около фамилии
показывает, что они местные уроженки. Судьба каждой
из них не отделима от судьбы военного тыла. Они
переносили всё то же самое, но к ним требования были
выше, строже. У них тоже были на фронте близкие и
любимые – мужья, братья, сыновья. Они переживали за
них, ждали… получали похоронки и просто выли от
горя. Но это дома. А на работу приходили вовремя,
были исполнительны, тактичны. Этого требовала
профессия. Этого требовали родные дети, которые были
малы. Сундырева Елизавета Никитична, потеряв мужа,
осталась с тремя мальчишками на руках, один другого
меньше. Приклонская Ольга Борисовна потеряла отца.
Сёстры Быковы Татьяна Григорьевна и Мария
Григорьевна - двух братьев. Олюнина Ангелина
Фёдоровна потеряла брата, война разлучила её с живым
мужем. И так каждая. Однако пережив своё горе,
учителя помогали пережить его другим. Как и в мирное
время, организовывали и проводили праздники для
школьников. Учили их видеть прекрасное, учили
мечтать и любить, учили жить. Каждый учитель состоял
в лекторской группе и был приказом по школе
причислен к одному из колхозов Русско –Турекского
с/с. в эти подшефные колхозы они выходили часто с
учениками: то концерт показывают, то работают. Без
школьников учителей направляли в эти же колхозы на
2-3 дня во время сева, уборки, сенокоса, в осеннюю и
весеннюю вспашки полей. Тогда их освобождали от
уроков, и школьные учителя целыми днями трудились в
колхозах. Иногда чисто физически, чаще в качестве
лекторов, поднимая дух и настроение. Выпускали
боевые листки, знакомили с положением на фронтах.
Проводили политинформации о международном положении,
к большим праздникам выпускали стенгазеты прямо на
фермах или в теплушках. Много говорили с
колхозниками, часто ходили по домам, агитируя людей
и убеждая их купить как можно больше облигаций
госзайма. Разъясняли, как нужны государству для
победы вырученные деньги. По воспоминаниям учителей,
прошедших через такие испытания, иногда зайдут в
дом, а там нищета такая, что слёзы без слов бежать
начинали. И сквозь эти горькие слёзы они выполняли
свою миссию. Бывало и выслушивали в свой адрес
неприятности. Но все понимали сложившуюся
ситуацию. И деньги с трудом, но собирали.
А в морозные зимы, когда заканчивались дрова в
школе, эти же учителя вместе с учащимися старших
классов (это 6 – 7 класс) выходили во двор школы и
пилили, кололи, укладывали дрова, чтобы несколько
дней заниматься в протопленном классе. И никто
не жаловался. Но ведь ещё были уроки, подготовка к
ним, было домашнее хозяйство, пусть не такое, как у
колхозников. Были всякие собрания и педсоветы и
прочее…Везде успевали. Разве можно не сказать добрые
слова в адрес этих замечательных людей? Тем более
обойти их молчанием. У них была своя ежедневная
битва, в которой им надо было побеждать. Они
справлялись, они герои. На сегодняшний день мы можем
рассказать о нескольких женщинах – учителях.
Степанова Валентина Никитична, Олюнина Ангелина
Фёдоровна, Наумова Зоя Петровна, Быкова Татьяна
Григорьевна, Быкова Мария Григорьевна. И хотя это
практически невозможно, хотелось бы о каждой из
данного списка узнать, пусть немного.
Краткая характеристика собранного материала дана.
Правда, есть ещё группа учителей, о которой пока не
сказано. Это те учителя, о которых успели написать
раньше, собрать о них самые разные данные, а главное
– сохранить эти материалы. У кого-то из этих
учителей и сегодня в селе живут родственники,
они могут поделиться своими воспоминаниями. Учителя
этой группы сразу выделяются – у них большие
биографические данные. Подробные описания событий,
линии жизни. Указаны точные даты, названия и имена.
Результаты проделанной
работы имеют серьёзное практическое значение. Сейчас
легче знакомить учащихся школы (равно как и гостей)
с теми людьми, что работали в школе в один из самых
трудных исторических моментов нашего государства.
Всегда можно предложить вниманию слушателей
интересные данные об учителях целого сельского
совета как о лучших представителях того времени, как
о предмете гордости их мужеством, стойкостью,
силой духа. Собранный материал пополнил фонды
школьного музея. Содержание материала позволяет
сделать богатую презентацию, что будет ещё
интереснее и нагляднее.
...............................................................................................................................................................................................................................................................................
|